Имбецильность

Имбецильность (от лат. imbecillus – «слабый», «незначительный») – это средняя степень тяжести умственного недоразвития (умственной отсталости, малоумия или олигофрении), являющаяся следствием биологической недостаточности структур головного мозга, при которой происходит задержка психического развития и страдает формирование интеллекта, эмоциональной и волевой сфер, поведенческих реакций, речи. Полноценная независимая социальная адаптация в данном случае невозможна.

Заболевание может как развиваться в первые годы жизни (органическое поражение мозга в возрасте до 3 лет), так и носить врожденный характер.

Степень тяжести состояния определяется интенсивностью негативного воздействия, временем приобретения имбецильности (чем меньше возраст ребенка, подвергшегося действию повреждающих факторов, тем более глубок развившийся психический дефект). Выраженность интеллектуальной недостаточности у пациентов с имбецильностью определяется с помощью стандартных тестов диагностики IQ и варьирует в пределах 35–49.

Основным отличием имбецильности от приобретенного слабоумия (деменции) является отсутствие прогрессирования имеющихся нарушений; зачастую интенсивность болезненных проявлений удается скорректировать, уменьшив их выраженность.

Синонимы: умеренная умственная отсталость, олигофрения средней степени тяжести.

Причины и факторы риска

К развитию имбецильности может привести множество различных факторов, воздействовавших как на половые клетки родителей до момента оплодотворения или на плод во время беременности, так и на ребенка в период раннего детства.

Эндогенные (внутренние) причины, способные привести к имбецильности:

  • генетические мутации;
  • наследственные или приобретенные болезни обмена веществ (сахарный диабет, фенилкетонурия, болезнь Гоше и т. д.);
  • возраст родителей (преимущественно матери) старше 40-45 лет;
  • тяжелые хронические заболевания матери;
  • гормональные нарушения, приводящие к перезреванию половых клеток; и др.

Причины, оказывающие повреждающее действие на плод во время беременности:

  • ионизирующее излучение;
  • неполноценное питание (гиповитаминоз, белковое голодание);
  • внутриутробные инфекции плода как следствие перенесенных матерью (особенно в первом триместре) острых вирусных инфекций или хронических инфекционных заболеваний мочеполовой сферы;
  • попадание в организм матери солей тяжелых металлов, пестицидов, агрессивных химических соединений;
  • прием алкоголя, курение во время беременности;
  • хроническое нервно-эмоциональное перенапряжение;
  • острые стрессы;
  • употребление некоторых лекарственных препаратов, наркотических и прочих запрещенных веществ;
  • механические травмирующие воздействия.

Экзогенные (внешние, приобретенные) причины имбецильности:

  • осложнения в родах и постнатальном периоде;
  • механические травмы головного мозга;
  • острые нарушения мозгового кровообращения;
  • микро- и гидроцефалия;
  • неполноценный рацион ребенка (недостаток йода и других микроэлементов, витаминов);
  • отрицательные психосоциальные влияния в первые годы жизни (социальная депривация, алкоголизм или наркомания родителей, проживание вне человеческой среды, слабоумие родителей, отказ матери от контактов с ребенком и т. д.).

Достоверно этиологию заболевания удается установить не более чем в 35-40% случаев.

Формы заболевания

В зависимости от времени возникновения заболевания выделяют 2 формы имбецильности:

  • врожденная;
  • приобретенная.
Основным отличием имбецильности от приобретенного слабоумия (деменции) является отсутствие прогрессирования имеющихся нарушений.

Симптомы

Несмотря на отсутствие абстрактного мышления и неспособность к обобщению, формулированию понятий, больные могут приобретать и в достаточной мере развивать навыки самообслуживания, осуществлять примитивную трудовую деятельность.

Для формирования социальных навыков таким больным необходимы постоянные опека и контроль; самостоятельно осваивать даже простейшие целенаправленные действия бытового характера они практически не способны.

Круг болезненных проявлений при имбецильности довольно широк; он складывается из своеобразных изменений мышления, памяти, речи, особенностей поведения. Это:

  • рассеянность внимания;
  • неспособность концентрироваться на определенном вопросе, легкая отвлекаемость;
  • малый объем памяти;
  • менее развитое краткосрочное запоминание, чем долгосрочное, часто возникающие искажения запечатленных в памяти событий;
  • нарушения логической и механической памяти;
  • крайне малый запас представлений и данных об окружающем мире;
  • неспособность манипулировать абстрактными понятиями, понимать их суть («красота природы», «мудрость поколений» и т. д.);
  • отсутствие способности анализировать, сопоставлять, делать выводы (невозможность связно пересказать услышанное, расположить в определенной последовательности простейшие данные);
  • неразвитая речь, практически без второстепенных членов предложений, состоящая преимущественно из подлежащих и сказуемых;
  • ограниченный активный лексикон (как правило, не более нескольких сотен слов);
  • превалирование понимания жестов, интонаций, мимики над пониманием смысла сказанного (ребенок удовлетворительно распознает посыл интонирования и жестикуляции, не улавливая смысла произнесенной фразы в целом);
  • косноязычность речи, отсутствие речевых модуляций, искажение структуры многих слов, значительные трудности в построении предложений из нескольких слов;
  • эхолалия (повторение слов или частей фраз, услышанных в чужой речи);
  • неаккуратность, несистематичность, неряшливость, как следствие – неспособность к эффективному самоуходу;
  • эгоцентрическая направленность;
  • высокий уровень внушаемости, отсутствие критического осмысления информации;
  • ограниченный круг интересов (еда, любимые занятия и т. д.);
  • расторможенное сексуальное поведение;
  • эмоциональная лабильность, излишняя чувствительность, неуравновешенность;
  • моральная незрелость (отсутствие сопереживания, сочувствия, совестливости, чувства долга).

Помимо нарушений функционирования психической сферы, у детей с имбецильностью отмечаются отклонения в физическом развитии: ребенок поздно садится, встает и начинает ходить, плохо ползает, недостаточно устойчив; нередко отмечается шаткость походки. Формирование речевых навыков также запаздывает.

Обучение имбецилов затруднено, проводится в формате коррекционных образовательных организаций. Из школьной программы при полноценном педагогическом сопровождении больной ребенок может освоить простейший счет, алфавит, чтение по слогам небольших текстов, заучивание отдельных фраз.

Диагностика

При скрининговых УЗ-исследованиях, генетическом консультировании во время беременности с высокой долей вероятности диагностируются некоторые хромосомные заболевания плода, при которых развивается имбецильность (например, синдром Дауна). Если же олигофрения не является симптомом какого-либо заболевания, а проявляется изолированно, лабораторных и инструментальных методов исследования, способных достоверно подтвердить или опровергнуть ее наличие в этот период, не существует.

Инструментальные способы диагностики, такие так магнитно-резонансная или компьютерная томография, УЗИ структур головного мозга новорожденного, используются для выявления различных патологических процессов (опухолей, тромбозов, кровоизлияний, травм), которые могут являться причиной задержки психического развития. Тем не менее даже при наличии патоморфологического субстрата интеллектуальные дефекты могут отсутствовать, равно как и наличие имбецильности не обязательно предполагает присутствие видимых патологических процессов.

Методами, позволяющими объективно подтвердить наличие имбецильности, являются:

  • тестирование с целью определения уровня интеллекта – IQ в диапазоне от 35 до 49;
  • шкала Векслера – менее 55 баллов;
  • консультация психотерапевта.
Выраженность интеллектуальной недостаточности у пациентов с имбецильностью определяется с помощью стандартных тестов диагностики IQ и варьирует в пределах 35–49.

Лечение

Эффективных способов медикаментозного или инструментального лечения имбецильности не существует. Частичная коррекция интеллектуальных дефектов, привитие навыков самообслуживания, обучение чтению, счету и простейшим трудовым манипуляциям возможны только при условии постоянного интенсивного психолого-педагогического сопровождения.

При необходимости (по требованию) назначаются следующие препараты:

  • психостимуляторы;
  • нейролептики;
  • транквилизаторы;
  • седативные;
  • противосудорожные; и т. д.

Возможные осложнения и последствия

При отсутствии ухода и опеки имбецилы социально дезадаптируются.

По причине инстинктивного поведения, выраженности элементарных физиологических потребностей, внушаемости и неспособности критически осмысливать информацию пациенты нередко становятся соучастниками или жертвами криминальных эксцессов.

Прогноз

Прогноз для выздоровления неблагоприятный, заболевание носит пожизненный характер. Некоторая положительная динамика (социальная и трудовая адаптация, обучение на уровне начальных классов коррекционной школы) возможна только при постоянном контроле.

Профилактика

Профилактика имбецильности:

  • избегание воздействия агрессивных факторов на мать и плод во время беременности;
  • своевременное генетическое консультирование при высоком риске рождения ребенка с олигофренией (зрелый возраст родителей, отягощенный наследственный анамнез, хромосомные заболевания у детей от предыдущих беременностей);
  • своевременное выявление патологий у новорожденного (консультации специалистов) с целью скорейшего начала реабилитационных мероприятий в случае подтверждения диагноза;
  • полноценное интеллектуальное развитие ребенка первых лет жизни;
  • сбалансированный рацион матери (во время беременности) и новорожденного.

Новости

Продукты, повышающие либидо, - это не миф

Продукты, повышающие либидо, - это не миф
Питание является важнейшим фактором, напрямую влияющим на улучшение либидо. Бутов Алексей, врач-уролог-андролог ФНКЦ ФМБА России, отмечает: существуют продукты, стимулирующие кровообращение в половых органах.

Большинство людей даже не подозревает, насколько важна вода для организма

Большинство людей даже не подозревает, насколько важна вода для организма
Кочанова Юлия, врач-терапевт ФНКЦ ФМБА России, напоминает: Тело человека на 70% состоит из воды, все органы, кровь, суставы и мышцы состоят из воды, поэтому вода жизненно необходима для человека.

Сделан неутешительный прогноз относительно будущих эпидемий

Сделан неутешительный прогноз относительно будущих эпидемий
Американский инфекционист Питер Хотез призывает срочно причины возникновения COVID-19, в противном случае, человечество может столкнуться с новыми инфекциями, COVID-26 и COVID-32.

Российские медики напомнили, чем опасны табачные изделия

Российские медики напомнили, чем опасны табачные изделия
Роспотребнадзор заявляет: употребление табака повышает риск заражения коронавирусом. Вредная привычка не только упрощает вирусу задачу проникновения в организм, но и увеличивает шансы развития тяжелой формы COVID-19.

Выбирая солнцезащитные средства, внимательно смотрите на состав, призывает эксперт

Выбирая солнцезащитные средства, внимательно смотрите на состав, призывает эксперт
Врач-косметолог-дерматолог "СМ-Косметология", к.м.н. Екатерина Пащенко подчеркивает: важно подобрать средства, которые надежно защищали бы кожу от воздействия УФ лучей и при этом не вредили ей и организму в целом.